Interfax-Russia.ru — Центр реабилитации дальневосточного леопарда, который будет готовить потомство животных из зоопарков к жизни в дикой природе, появился в Приморье.
Центр реабилитации и реинтродукции (восстановления вида в естественных местах обитания) дальневосточного леопарда появился в заповеднике «Уссурийский» Дальневосточного отделения РАН.
«В настоящее время вольеры практически полностью готовы к приему животных. Центр рассчитан на две взрослые пары леопардов, а также их детенышей», — сообщил Interfax-Russia.ru директор Уссурийского государственного природного заповедника Андрей Котляр.
По его словам, вольеры находятся в лесу, на территории Уссурийского заповедника, где когда-то действительно обитали дальневосточные леопарды.Interfax-Russia.ru — Центр реабилитации дальневосточного леопарда, который будет готовить потомство животных из зоопарков к жизни в дикой природе, появился в Приморье.
Центр реабилитации и реинтродукции (восстановления вида в естественных местах обитания) дальневосточного леопарда появился в заповеднике «Уссурийский» Дальневосточного отделения РАН.
«В настоящее время вольеры практически полностью готовы к приему животных. Центр рассчитан на две взрослые пары леопардов, а также их детенышей», — сообщил Interfax-Russia.ru директор Уссурийского государственного природного заповедника Андрей Котляр.
По его словам, вольеры находятся в лесу, на территории Уссурийского заповедника, где когда-то действительно обитали дальневосточные леопарды.
«Успешный опыт реабилитации и реинтродукции диких животных у нас уже есть. Правда, в данном случае речь идет не о семействе кошачьих, а о белогрудых (гималайских) медведях, которых мы выращивали и адаптировали к жизни в дикой природе. К слову, 18 таких животных мы вырастили по заказу Корейской Республики. Также есть опыт по реабилитации тигров. Не думаю, что принципы реабилитации леопардов от этого сильно отличаются», — сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
Как уточнил директор заповедника, к жизни в дикой природе приучают обычно не животных, живущих в неволе, а их потомство.
«Сначала ученые подбирают подходящую пару животных и помешают ее в специальный вольер, находящийся на территории заповедника. Затем, у животных появляется потомство. Сначала малышам дается корм, но по мере роста мы «открываем» для них новые места и приучаем охотиться на диких животных самостоятельно, после чего «отпускаем в свободное плавание». Важно, что на всех стадиях адаптации к природным условиям контакт животного с человеком полностью исключен», — пояснил Котляр.
Как сообщил директор Уссурийского заповедника, пока что приморский центр реабилитации и реинтродукции дальневосточного леопарда пустует. По словам специалиста, животные могут быть переданы сюда только после соответствующего решения Министерства природных ресурсов РФ и других профильных организаций.
По информации пресс-службы Российской академии наук (РАН), этот вопрос как раз обсуждался на встрече координаторов Глобальных программ по содержанию и разведению дальневосточного леопарда и амурского тигра в неволе, которая в конце мая прошла на базе Московского зоопарка.
«Программа направлена на поддержание популяций этих редких кошачьих с высоким генетическим разнообразием для возможного выпуска животных в перспективе из неволи в дикую природу», — пояснили в РАН.
По информации ученых, в ходе встречи обсуждались вопросы готовности зоопарков предоставить дальневосточных леопардов для планируемой реинтродукции в Уссурийском заповеднике и других местах Приморского края.
«В настоящее время мы по-прежнему находимся в процессе переговоров. Концепция реабилитации и реинтродукции дальневосточного леопарда еще не утверждена на уровне правительства. Вопрос этот очень сложный, однако, мы надеемся, что решение будет принято в ближайшее время», — сообщила Interfax-Russia.ru заведующая отделом международного сотрудничества Московского зоопарка, один из координаторов программы EEP (Европейской программы размножения исчезающих видов) Татьяна Аржанова. Ту же информацию Interfax-Russia.ru подтвердили и в пресс-службе Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Она уточнила, что сегодня в программе размножения и сохранения дальневосточного леопарда участвует 113 европейских зоопарков, включая зоопарки России.
«Управление популяцией ведется на европейском уровне. А европейская программа, в свою очередь, является частью глобальной программы по сохранению дальневосточного леопарда, координаторы которой дают рекомендации по передачам и разведению животных и осуществляют подбор пар для отдельно взятых зоопарков», — сказала она.
Всего, по данным Международной племенной книги, в рамках глобальной управляемой популяции в неволе в 192 зоопарках содержится 497 амурских леопардов. В России данный вид хищников содержится в 7 зоопарках.
Как известно, дальневосточный, или, как его еще называют, амурский леопард — самый северный подвид леопарда и единственный, научившийся жить и охотиться в снегах. Некогда этот вид дикой кошки был распространен на юге Дальнего Востока РФ, в Северо-Восточном Китае и на Корейском полуострове, однако последнее десятилетие популяция стабильно остается на очень низком уровне, и сегодня дальневосточный леопард находится на гране вымирания.
По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), численность всей мировой популяции дальневосточного леопарда в дикой природе составляет около 40 особей, причем большая часть обитает на территории России в Приморском крае — 30 особей, и меньше 10 особей в провинциях Дзилинь и Хейлунцзян в Китае. В Южной Корее последняя встреча человека с леопардом датируется 1969 годом.
Сегодня дальневосточный леопард внесен в Приложение I Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, в Международную красную книгу и Красную книгу РФ и охраняется государствами, на территории которых он обитает. Так, в Китае за убийство дальневосточного леопарда предусмотрена смертная казнь. В России же, согласно п. «в» ст. 258 УК РФ (незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена), за убийство самой редкой крупной кошки виновному грозит арест сроком до 6 месяцев и взыскание ущерба в размере до 200 тысяч рублей. В то же время, за незаконную добычу и оборот особо ценных животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу и охраняемым международными договорами РФ, виновному грозит лишение свободы на срок до 3 лет и взыскание ущерба в размере до одного миллиона рублей.
Помимо государства охраной и сохранением дальневосточного леопарда активно занимаются экологи. В частности, WWF постоянно выделяет средства на оснащение антибраконьерских бригад, обеспечивает борьбу с пожарами, а также проводит разъяснительную работу со школьниками. Но, пожалуй, самым главным достижением зоозащитников стало создание в 2012 году в Приморье единой охраняемой территории, охватившей основное ядро популяции редчайшей кошки, — национального парка «Земля леопарда». Постановление о его создании 15 января 2012 года подписал губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
«Таким образом, в России завершено формирование системы охраняемых природных территорий для дальневосточного леопарда. Фактически под разные режимы охраны на юго-западе Приморского края взяты 360 тыс. га обитания редкой кошки», — заявил тогда директор Амурского филиала WWF России Юрий Дарман.